Выставка репродукций В.Д.Поленова "Евангельский цикл"

Выставки

18 апреля —4 мая

Российский центр науки и культуры в Люксембурге

32 Rue Goethe, 1637 Luxembourg

Посмотреть на карте
Compressed file

18 апреля в 19:00 Российский центр науки и культуры и Государственный мемориальный историко-художественного и природный музей-заповедник В.Д. Поленова рады пригласить вас на выставку репродукций картин известного художника Василия Поленова, которые объединены в евангельский цикл "Из жизни Христа". 

Репродукции представляет собой увеличенные изображения из художественного альбома, выпущенного в Праге в 2010 г. Эта издание единственное, в котором представлен весь цикл живописных работ, т.к. подлинники разошлись по разным коллекциям, а часть из них утеряна. Все, что изображено на живописных работах В.Д.Поленова, происходит на фоне натурных пейзажей в тех или иных местах, где земля еще помнила Иисуса Христа.

Альбом - это единственная возможность показать весь цикл, т.к. подлинные работы художника разошлись по разным коллекциям и часть картин утеряна. Все, что изображено на живописных работах В.Д.Поленова, происходит на фоне натурных пейзажей в тех или иных местах, где земля еще помнила Иисуса Христа.

В.Д.Поленов Евангельский цикл

Еще со времен ученичества Василия Дмитриевича Поленова привлекала история земной жизни Христа, было много прочитано и изучено и зародилось желание написать серию картин о земной жизни Христа.

В 1881 г. В.Д. Поленов в компании с князем С.С. Абамелек-Лазаревым и А.В. Праховым отправляется в свое первое путешествие. Они последовательно посещают Константинополь, Сирию, Палестину, Египет. Наняв барку, поднимаются по Нилу до первого порога, то есть до границы Древнего Египта, останавливаясь в примечательных местах. На обратном пути путешественники на некоторое время задержались в Афинах. И везде Поленов пишет этюды, фотографирует. Первое путешествие на Восток было предпринято им с целью сбора материала для картины «Христос и грешница», чтобы как можно точнее передать дух этих мест. И поэтому у живописца много этюдов, в которых, по мнению многих, ему удалось на холсте выразить световоздушную атмосферу Востока с присущими ему яркими красками и цветовыми контрастами. Когда эти этюды были показаны на выставке, они произвели на посетителей самое свежее и сильное впечатление и практически все были приобретены П.М. Третьяковым для его коллекции.

Почти 20 лет работы — и в 1887 г. он заканчивает картину «Кто из вас без греха?» («Христос и грешница»). Она представляется на очередной выставке и вызывает много споров. Огромная картина (6 х 3 м), созданная по притче из Нового Завета, получила самые разнообразные оценки. Сам же Поленов писал, что хотел «создать образ Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа», и не очень обращал внимания на хулу и похвалу.

Проходит больше десяти лет, и художник совершает еще одно путешествие на Восток. Он с товарищами снова в Палестине, и снова этюды — людей, мест, архитектуры. Теперь это наброски для другого замысла. В.Д. Поленов начал работу над целой серией картин «Из жизни Христа», в которой хотел отразить главные, с его точки зрения, моменты Нового Завета, рассказывая о земном пути Христа. Он работает над циклом картин половину своей жизни, в 1909 г. 64 картины были показаны на выставках в Москве, Петербурге и других городах. Картины произвели сильное впечатление на публику, а Поленов в день открытия выставки писал: «Я в самом бодром и радостном настроении. Я никогда не думал, что доживу до такой минуты». Он сам считал этот цикл главным делом своей жизни. Картины, действительно, необычные, выдержанные в реалистической манере Названия картин соответствуют первой строке евангельского повествования от рождения Христа до распятия: «Мечты», «И возвратился в Галилею в силе духа», «Утром вставши рано», «Исполнялся премудрости»...и т.д. Самой большой картиной была «Среди учителей», в которой маленький Иисус изображен среди умудренных жизнью старцев внутри храма. Всего написано 72 полотна. Работы разрозненны, находятся в музеях и частных коллекциях.